… 4:2); благодарность Богу воскрешает воспевающего (III, 15:1); дар вечности выткан на огне Святого Духа (I, 19:4); лишь Святой Дух следует почитать дорогим (II, 3:8); дыхание Неба – Святой Дух, Бог (III, 1:9); все это – жизненное дыхание (I, 30:7); Небо и есть постижение (I, 33:9); Святой Дух – единственный, сверкающий миллионами солнц (III, 13:25); Святой Дух – сущность учения (III, 14:1); воспевание во Святом Духе очищает душу (III, 18:15); основа очищения – пребывание во Святом Духе и отрешение от преходящего (III, 35:1); постижение есть удержание внимания и чувств во Святом Духе (III, 10:2).

 

Какова предыстория создания нового учения? - Оно создано на основе «Упанишад» - сокровенного учения, которое передавалось лишь посвященным. Для культуры древней Индии «Упанишады» были открытием новой исторической эпохи. Они явились своего рода синтезом ранних священных текстов - вед, распространенных в Индии, а также традиций и учения, передаваемых из уст в уста в горных районах Гималаев и Тибета. У этого памятника, если рассматривать его в иной временной перспективе, была богатая предыстория. Это предыстория не самих даже «Упанишад», а создавшего их народа.

 

Вторгшиеся в Индию арии представляли собой одну из поздних форм миграции. Этому предшествовала история переселения народов – носителей индоевропейских диалектов с места их первоначального обитания. Слово «арья» является названием далеких предков индийцев и иранцев, исторические судьбы которых складывались в течение длительного периода параллельно. Их связывала между собой миграция в смежные области и длительное совместное пребывание на соседних территориях, что привело к возникновению индо-иранской языковой и культурной общности. Кстати, современное название «Иран» переводится с иранского языка как «распространение ариев».

 

С другой стороны, согласно сказаниям об Александре Великом, который «посетил страну индийских браминов», называемых в тексте блаженными, течет райская река, исходящая из Едема. Она разделяется на четыре рукава: Тигр, Евфрат, Нил и Фисон, а вода в ней сладкая и белая, как молоко. Эта «живая» вода, называемая также напитком бессмертия, амритой, или сомой, согласно описанию наполняла жизненной силой и содержала сок растений, ячмень, молоко и мед. В русских деревнях и ныне вспоминают о счастливой стране, где реки медовые и молочные, а берега кисельные. По всей видимости, речь идет о горных районах Индии, откуда с незапамятных времен пришло древнее учение о вселенском разуме. Отсюда, с Тибета и Гималаев началась наша древнейшая история, здесь наши корни, а «Упанишады» объясняют многие удивительные загадки современной жизни человека. Переработанные во Святом Духе, эти тексты возвращают нас к Божьему бытию, к истокам творения, утверждая извечные принципы мировой гармонии, чистоты и мира.

 

май 2007 г.

 

С полным текстом переработки «Упанишад» можно ознакомиться здесь

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ (ТЕКСТЫ И ПЕРЕВОДЫ «УПАНИШАД»)

 

Aitareya upanishad. Publ. Et trad. par L. Silburn, Paris, 1950 (Les upanishad, texte et traduction sous la direction de L. Renou, X).

Die Weisheit der Upanischaden, uebers. und erlaut. v. J. Hertel, Muenchen, 1921.

Kaivalyopanishad. Publ. et trad. par B. Tubini, Paris, 1952 (Les upanishad… XIII).

Katha upanishad. Publ. et trad. par L. Renou, Paris, 1943 (Les upanishad).

Kena upanishad. Publ. et trad. par L. Renou, Paris, 1943 (Les upanishad).

L.Renou, Bibliographie Vedique, Paris, 1931, pp. 101-130, 337, 339.

M.P. Pandit, The Upanishads. Gateways of knowledge, Madras, 1960.

Maitry upanishad. Publ. et trad. par M-lle Esnoul, Paris, 1952 (Les upanishad… XV).

Minor Upanishads. With original text, introduction, English rendering and commentary, Calcutta, 1956.

Mundaka upanishad. Publ. et trad. par J. Maury, Paris, 1943 (Les upanishad).

R.N. Dandekar, Vedic bibliography, Bombay, 1946, p. 30-51, 173 sq.; 316-319; idem, Vedic bibliography, vol. II, Poona, 1961. 56-86, 705-706.

R.S. Betai, Isavasya upanisad. – A new interpretation, - «Journal of the University of Bombay», vol. XXXII, sept. 1963, pt 2, pp. 152-164.

Sechzig Upanishads des Veda. Aus dem Sanskrit uebersetzt und mit Einl. Und Anm. Versehen v. P. Deussen, 3 Aufl., Leipzig, 1938.

Sri Aurobindo, Isha Upanishad, Pondicherry, 1951.

The principal Upanishads, ed. with introduction, text, translation and notes by S. Radhakrishnan, London, 1953.

The thirteen principal Upanishads, transl. from the sanscrit by R.E. Hume,Oxford, 1921.

The Upanishads, transl. by F. Max Mueler, pt. I-II, Oxford, 1900.

Upanishads and Sri Sankaras commentary, transl. by S. Sitarama Sastri, vol. 1-5, Madras, 1898-1901.

Брихадараньяка упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1964.

Субала упанишада. Пер. с санскрита Шохина В.К. Народы Азии и Африки. 1990, № 6.

Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент,. Мартынова Б.В. М., 1999.

Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Сыркина А.Я. М., 2000.

Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1967.

Чхандогья упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1965.

 

Исследования

 

Анатомия человека. Справочник. Пер. с английского языка Макаровой Е.А.. М., 2005.

Легенды, мифы и эпос древней Индии. Томас П. С.-Пб., 2000.

Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А., т. 1-3, М. 1865.

Система отождествлений в «Чхандогья упанишаде». Сыркин А.Я. – Ученые записки Тартуского Гос. университета. Вып. 181. 1965, с. 276-283.

Числовые комплексы в ранних упанишадах. Сыркин А.Я. – Ученые записки Тартуского Гос. университета. Вып. 236. 1969, с. 76-85.

 

 

СЛОВАРЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЙ (ЯЗЫК МЕТАФОР ДЛЯ ЧТЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ)

 

А

 

Агни – речь (огонь), славословие.

Агнихотра – славословие.

Агништома – славословие.

Аджня – шестое Небо, провидение.

Адити – бесконечность, постижение.

Адитьи – двенадцать небесных народов, закон.

Адхварью – провидение.

Алтарь – Небо.

Амрита – вечность.

Анахата – четвертое Небо, радость.

Анвахарьяпачана – память о чистых предках, луна милости.

Ангирасы – небесные певцы.

Анумани – согласие, одобрение.

Апана – вдох, вдохновение, схождение свыше; дыхание, идущее вниз и выходящее из кишечника.

Арани – вдохновенные.

Асана – сидение в надлежащей позе, чувство.

Асуры – демоны, соперники Бога, терпящие от Него поражение.

Атман – жизненная сила, дыхание, душа, Святой Дух.

Атхарваведа – службы.

Ахавания – постижение Бога, молния провидения.

Ашвины – исцеление.

 

Б

 

Бандха – освобождение.

Белые одежды – белые лучи луны, белые одежды – сияние луны, одежды воды.

Белый – вода, флегма.

Блаженство – сочетание первого, третьего, пятого, седьмого Неба: воскресение-благо-милость-вдохновение.

Блеск – сотворение блага другим и себе.

Богатсво – вечность.

Брахман – Бог, Святой Дух, вдохновенный.

Брахманаспати (Брихаспати) – Небо.

Брихаспати (Брахманаспати) – Небо.

Бхага – щедрость, сияние.

Бхувас – воздушное пространство, ветер, мысль, истина, дыхание, идущее вниз.

Бхус – земля, благо, огонь, возглашения, дыхание в легких.

Бхута – стихии, жизненная сила.

Бык – доброжелательность.

 

В

 

Ваджра – провидение.

Вайрупа – многообразие.

Вайшванара – всенебесный, вселенский, всечеловеческий огонь

Вайшьи – благодарные.

Валикхильи – лучи Божьей славы.

Варуна – закон.

Васу – благодарность, благодетели, доброжелательность.

Вашат – вперед, ввысь.

Ваю – мысль.

Веды – Учение.

Вивасват – сверкание, сияние.

Вирадж – творение.

Виш – небесный народ, вечность.

Вишведевы – Небо.

Вишну – руки, созидание.

Вишуддха – пятое Небо, милость.

Вода – чистота.

Воздух – мысль.

Возничий – Бог.

Воля – решимость, замысел, продвижение.

Восемь органов восприятия – пять органов чувств, речь, разум и руки.

Восток – провидение.

Восхождение – исполнение славословия.

Второе Небо – согласие, красота, продвижение.

Высшая реальность – «мы – незапятнанный Бог».

Вьяна – дыхание, разлитое по телу, находящееся между дыханием в легких и дыханием, выходящим из кишечника и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом, воспевание.

 

Г

 

Гархапатья – огонь домохозяина, радость в душе, солнце радости, очищение.

Гаятри – Божья строка, небесный размер («Мы размышляем о желанном сиянии Бога Создателя; во Святом Духе пробуждает Он наши мысли») – защитник жизненного дыхания.

Глаз глаза – провидение.

Год – вечность.

Горшок – тело.

Горы – мудрость.

Град – слитая со Святым Духом и очищенная душа.

Гуны – душевные состояния.

Гусь – Святой Дух.

 

Д

 

Дакшина – память о чистых предках, луна милости.

Дакшинагни – очищение.

Два мира – Небо и земля.

Двенадцать небесных народов – восстановление, жизнь, продвижение, согласие, благодарность, благоразумие, радость, сотворчество, чистота, порядок, провидение, постижение.

Дверь мира – мысль.

Десять органов жизнедеятельности – речь, обоняние, глаз, ухо, язык, руки, тело, сердце, ноги, разум.

Дети – небесные мысли и чувства, дыхание.

Джатаведас – всезнающий, знающий все существа.

Добродетели – воспевание Бога, милость, благодарность, даяние, помощь, исцеление, совершенствование.

Дождь – милость.

Дхарана – удержание мысли во Святом Духе, сосредоточенность.

Дхарма – честность перед собой.

Дхатар – устроитель, поддержка.

Дхьяна – созерцание, размышление.

Дыхание – жизнь.

 

Ж

 

Жажда – страдания, неудовлетворенность конечным.

 

З

 

Закон – доброжелательность, благое деяние.

Запад – милость.

Земля – благо.

Зенит – радость.

Золотой – ветры и флегма.

Золотой шар – Святой Дух, Небо, творение.

 

И

 

Ида – левый ток, ток памяти.

Ила – славословие.

Индра – провидение, путь, ноги.

Итихаса – сказание о вечности, предание.

Йама – воздержание.

 

К

 

Карма – действие с расчетом.

Колесница – Божья слава.

Колесничий – Бог.

Конь – мысль.

Коровы – благодарные чувства.

Красный – жар, желчь.

Кшатрии – постигающие.

 

Л

 

Ладья – Небо.

Лайа – растворение в Божественном сиянии.

Лебедь – Святой Дух.

Лиана – раздел Учения.

Лотос – чистое сердце.

Луна – Божья милость, благодарность.

Любовь – любовь в милости.

 

М

 

Мадху – Учение, Учение меда

Манипура – третье Небо, благо.

Мантра – воспевание Божьей славы.

Ману – творение.

Маруты – мысли провидения.

Матаришван – мысль.

Матерь – Небо, речь.

Маха – величие.

Мед – Учение.

Митра – дружелюбие.

Молния – выбор, провидение, мгновенное просветление.

Молоко – Святой Дух.

Мост – Небо, семь Небес.

Мудрость – сочетание второго, четвертого, шестого Неба: согласие-радость-постижение.

Муладхара – первое Небо, восстановление.

 

Н

 

Нади – сияние, ток.

Наполненность – пребывание в вечности, провидении, благодарности.

Не пробужденные – лишенные постижения Святого Духа, Учения.

Не это – Святой Дух.

Небо – свобода, счастье, блаженство, чистый духовный мир.

Небо Небес – Рай.

Нектар – Учение.

Ненависть – любовь в гневе.

Непобедимый – Бог.

Нийама – самодисциплина.

Нирвана – освобождение, вхождение в вечное блаженство.

Нить – мысль, судьба.

 

О

 

Обитель чистых предков – луна, милость, благо.

Ом (Аум) – слог «Благо-дарение-Богу».

Освобождение – вхождение в вечное блаженство.

Отец – Бог, разум.

Отождествления – земля-тело, вода-семя, огонь-речь, ветер-дыхание, солнце-глаз, стороны света-ухо, луна-разум, молния-блеск, гром-звук, воздушное пространство-пространство внутри сердца, честность перед собой-правда, сущее-действительное, творение-человек.

Отрешение – совершенное познание.

 

П

 

Павака – очищающий.

Павамана – чистый.

Парамештхин – выший.

Парджанья – милость.

Первое Небо – совершенство, восстановление, жизнь.

Пингала – правый ток, ток радости.

Пища – вдохновение, восстановление, совершенство.

Повозка – тело.

Поле – постижение.

Полный – вечный, совершенный.

Праджапати – Бог, Отец созданного.

Прадхана – жизненная сила.

Прана – дыхание, вдох и выдох, дыхание в легких, всеобщее дыхание, вступление, восхождение.

Пранава – слог «Благо-дарение-Богу».

Пранайама – освобождение вдохновения, воспевание Бога во Святом Духе.

Пратьяхара – отрешение.

Пратьяхара – прекращение деятельности органов чувств.

Преемственность Неба – свобода-вдохновение-постижение-милость-радость-благо-согласие-совершенство.

Пространство – мысль.

Процветание – пребывание в истине.

Птица – свобода.

Пурпурный – ветры.

Пуруша – первосущее существо сверхчеловеческой природы, из которого сотворена вселенная.

Путь Неба – путь, ведущий к Богу.

Путь чистых предков – путь, ведущий к перерождению.

Пушан – изобилие, защита.

Пчелы – лучи Божьей славы, Небо.

Пыл – радость, отдых.

Пятое Небо – милость, чистота, порядок.

Пять времен года – весна, лето, осень, росистое время года, зима.

Пять качеств (элементов) – речь (огонь), обоняние (ветер), глаз (солнце), ухо (стороны света), разум (луна).

 

Р

 

Раджа – совершенствование во Святом Духе.

Раджаньи – постижение.

Раджаса – деятельность.

Раджасуя – постижение истины.

Раху – немилость, долг.

Решение – истина.

Рибху – порядок, мастерство.

Ригведа – благодарность, огонь, славословие, радость.

Рич – гимн

Риши – Небо.

Рудра – исцеление.

Рудры – мысли провидения.

 

С

 

Савитар – побуждение.

Садхьи – мысли.

Самаведа – вдохновение, дыхание, Небо, постижение, истина.

Самадхи – совершенство, состояние совершенного вдохновения.

Саман – песнопение, истина

Самана – общее, «срединное» дыхание в середине тела, в области пупа, важное для пищеварения.

Саттва – спокойствие.

Сатья – истина, сущее.

Сахасрара – седьмое Небо, вдохновение.

Свага – благо, благословение.

Свадхиштана – второе Небо, согласие.

Свар – Небо.

Свет – разум.

Святой Дух - Божье вдохновение.

Север – единение с сущим.

Седьмое Небо – вдохновение, бескрайность, блаженство.

Семь дыханий – два глаза, два уха, две ноздри, рот.

Семь миров – земля, воздушное пространство, Небо, обители святых, переживших гибель мира, мир Божьих детей и Божественных существ, мир подвижничества, мир истины.

Семь Небес – мощь, воля, благо, радость, покой, разум, вдохновение.

Семь органов восприятия – два глаза, две ноздри, два уха и рот.

Семь уровней творения – системы органов человека: скелет, мышечная система, кровеносная система, дыхательная система, нервная система, пищеварительная система, эндокринная система.

Сердце – радость.

Славословие – единение с Небом во Святом Духе, ведущее к просветлению, избавлению от печали, уничтожению двойственности, полному слиянию души с Богом.

Славословие – исполнение гимнов, располагающее к душевной милости.

Смоковница – дерево жизни, доброта, добродетели.

Смрити – толкование.

Созерцание – последовательное сосредоточение всех мыслей на одном объекте, следствием чего является спокойствие и удовлетворенность.

Сок – суть, ток.

Сокол – Божья свобода, провидение.

Солнце – Божья слава, радость.

Сома – вдохновенная радость.

Страдание – невозможность удовлетворить желание.

Сувар – Небо, солнце, возглашения, дыхание разлитое по телу.

Сурья – глаз.

Сушумна – средний ток, ток чистоты.

Счастье – внутренний подъем, стремление к высшей цели, постижение Бога, стремление к бесконечному.

Сын – Божья свобода.

 

Т

 

Тамас – косность.

Тваштар – Творец, Создатель.

Творение – объединение космосов, вселенная, человек.

Трава – помощь.

Третье Небо – благодарность, благоразумие, постоянство.

Три брака Неба – совершенство-красота, благо-радость, милость- провидение.

Три ветви долга – первая: славословие, постижение, подаяние; вторая: служение, пост; третья: отрешение.

Три вида огня – солнце, луна, огонь (молния).

Три времени – прошлое, настоящее, будущее.

Три града – тело, подверженное гибели; душа и разум, состоящие из познания, не разрушающиеся со смертью.

Три деяния – сотворение, освобождение, уничтожение дурного и невечного.

Три знания – славословие, истина, милость.

Три качества познания – знание, постижение, исполнение постигнутого.

Три мира – этот мир (земля), воздушное пространство, Небо.

Три нити судьбы – славословие, возглашения, истина.

Три образа света – солнце (радость), луна (милость), огонь (славословие).Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz